ФАКТЫ

ФОБИИ

МНЕНИЯ

ИНТЕРВЬЮ

24 ЧАСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СПОРТСМЕНЫ

ФОРМУЛА 2000

ФОТОГАЛЕРЕЯ

МНЕНИЯ

Поездка в Америку

Сезон аквабайка в России заканчивался в Новороссийске, но на Кубок России четырех московских ребят, участников Кубка Мира в Твери ФВМС опять не допустила. Может быть, из-за этого на теплое море, куда в бархатный сезон всегда ездили многие, на этот раз из Москвы приехало всего 3-4 человека. Из Питера участников тоже было мало… И вот тут возникла мысль, а не поехать ли нам в Америку на "World Finals - 2005" т.е. на Чемпионат Мира IJSBA, который уже 22 -ой раз проводится в первую неделю октября в "Havasy Lake City" штат Аризона.

Стали выяснять, что и как. Оказалось, визу в Америку получить намного сложней. Чем в Европу. С авиабилетами тоже проблемы, лететь надо с пересадками. Из Москвы забронировать билеты на местные американские авиалинии трудновато. До "Havasy Lake City" от аэропорта в Фениксе или Лас-Вегасе добираться надо на машине миль 200-300. свою технику везти туда в первый раз почти нереально. Надо пытаться арендовать. Хорошо, что у Тимура Архипова связи с "Кавасаки Франции". Они обещали помочь, хотя и у них проблемы с доставкой техники. А если лодка и будет, то только запасная класса Superstock. Значит, получит Тимур "реактивный самолет", на котором и газ то открывать страшно. А медленно "самолет" Кавасаки плавать не умеет. По поводу лодки для Сергея Жирова тем более не понятно. Придется искать на месте.

Только после 5 октября все начало складываться, и стало понятно, что поездка реальна. Правда, начало соревнований 10 октября, а европейцы уже находятся там, кто две недели, а кто и больше. Конечно, в этих условиях даже думать о хороших результатах было нельзя. Но вспоминались высказывания: "Главное начать", "Нас бьют, а мы крепчаем" и наше авиационное "Сначала надо взлететь, а там разберемся".

В общем, прилетели в Нью-Йорк, встретил нас бывший наш водномоторник, а теперь американец Михаил Трубников. С приключениями добрались на самолете, а затем на машине до "Havasy Lake City" и в полной темноте до "Crazy House Campground", огромного кемпинга на берегу водохранилища. Конечно 15 тыс. км пути и 12-ти часовая разница с Москвой давали о себе знать. Но ранним утром, еще в сумерках, когда звук носящихся по воде аквабайков все же разбудил нас, взору предстал огромный, длиной около километра пляж с установленными в несколько рядов палатками, моторхаусами, громадными разрисованными прицепами и микроавтобусами. На воде была установлена дистанция, и маршалы возили по ней класс за классом. Когда все же удалось найти доску информации с расписанием, то было легкое изумление. Заезды начинались в сумерках в 6.30 утра, а заканчивались вечером за час до темноты, т.е. в 18.00. Количество классов даже подсчитать не удалось. И почти в каждом из них при ограничении в заезде (18 лодок) проводились четверть финалы, полуфиналы и 2 или 3 заезда в финале, а еще часовая гонка типа "Эндуро" для классов RUN, слалом и фристайл. При этом классы делятся на:

Novice - новички
Expert - эксперт, продвинутый любитель
Amateur - что-то типа КМС-МС
Veteran - спортсмены старше 30 лет
Masters - ветеран старше 40 лет
Pro-Am - профессионал
Woman - женщины

Количество стран - участников около пятидесяти: Боливия, Венесуэла, Мексика, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Марокко, Польша, Эстония, Латвия, Бельгия, Германия, Голландия, Англия, Сербия, Ирландия, Норвегия, Франция, Италия, Португалия, Испания, Таиланд, Япония, Корея, Кувейт, Эмираты, Тасмания, Греция, Бразилия, Сербия, Хорватия, Словакия, Перу. Конечно огромное количество участников из США, а теперь еще 2 человека из России.

С большим трудом на месте удалось приобрести стандартный Кавасаки-800 для Сергея, но, так как заезды в категории Novice и Expert уже начались, то едва успели заявиться в сильный класс Ski Stock Pro-Am. В нем соревновались более сорока опытных национальных чемпионов и призеров квалификации Pro. Лидером, конечно, считался многократный Чемпион Мира (наверно во всех классах) американец Крис МакКлакодж, выступающий в этом году за австрийскую заводскую команду Hydrospace. Забегая вперед, скажу, что Крис с огромным преимуществом выиграл все заезды и стал Чемпионом Мира. Сергей Жиров во всех предварительных и утешительных заездах приезжал 6-м, но для выхода в финал ему не хватило нескольких мест. В финал не попали также призер Чемпионата Европы югослав Далибор Туркович и Чемпион Мира, но в более мощном Ski Limited Джамал Белхаши из Марокко. Тимур Архипов на своем мощном Кавасаки в классе Ski Open тоже держался молодцом, но ему не хватило несколько мест для выхода в финал.

Теперь о судействе.

1200 участников, около сотни заездов и ни одной крупной аварии, ни одной разбитой лодки, одна вывихнутая рука в классе Ski Unior. А в заездах по 18 лодок, вода и страсти кипят, трибуны ревут, гудят в дудки и пневмосирены. Дистанция короткая. Проходится примерно за минуту и на ней около 30 буев. Сидел на трибуне и пытался понять, почему такая безопасность. На мой взгляд, здесь в Америке руководителями гонки являются Маршалы на больших аквабайках с плавучими носилками. Они с флагами и обязательно с громкими свистками, именно они руководят заездами и умудряются предугадать возможные сложные моменты в гонке и заблаговременно разводят участников. Именно они предупреждают "круговых", чтобы они уступали дорогу лидерам, они полностью контролируют своих участников и мгновенно оказывают помощь упавшему спортсмену или убирают заглохший аквабайк.

Они, двигаясь чуть в стороне, сопровождают стартовавших участников. Они останавливают гонку при фальстарте и штрафуют тех, кто совершает злостный умышленный фальстарт. Кстати, такой нарушитель наказывается тем, что во время старта должен держать вверх руку с аварийным выключателем, т.е. стартовать с заглушенным двигателем. Старт естественно дается от берега с места с помощью 2-х резинок в разные стороны. При этом в целях безопасности две группы спортсменов по 9 человек в каждой половину первого круга идут по разным дорожкам, в которые входят параллельный слалом, а к месту соединения дорожек, участники уже растягиваются. Кстати, в классах Ski Pro и Amateur спортсменам приходится на каждом кругу, кроме первого, преодолевать препятствия, своеобразный трамплин сделанный из покрышек от мотовездеходов с накачанными камерами. Покрышки надеты на длинную, примерно 10 метров трубу диаметром 200мм. Естественно, такое покрышечное бревно плавает в воде, а колеса возвышаются над поверхностью сантиметров 30-35. Когда аквабайк наезжает на покрышки, они проворачиваются, но все равно перед ними необходимо подпрыгнуть. А в гонке, да на волне сделать это совсем непросто даже для мастеров. Наши ребята ни разу не упали, правда, перед бревном газ присбрасывали.

Теперь о слаломе.

Безусловно, слалом не такой популярный и зрелищный как кольцевые гонки. Соревнования в слаломе проводятся всего в 3-х категориях:

Ski Unior - 10-15 лет
Ski Open - объединенный класс
Runabout Open - объединенный класс

Дистанция устанавливается стандартных размеров. Сделана она из полиэтиленовых труб и тросиков. Но замер времени обязательно электронный. Каждому участнику дается 5 попыток в предварительных заездах. 5 лучших гонщиков выходят в финал.

Наш Тимур Архипов с результатом 25,82 занял 6 место, правда, ехал он на чужой полностью стандартной лодке. У победителя чемпионата в слаломе 22,13. К сожалению, не удалось участвовать в слаломе Сергею Жирову. Может быть, результат был бы еще лучше чем у Тимура Архипова. Во всяком случае, даже сейчас при небольшой подготовке в слаломе вполне возможно занимать призовые места, чего не нельзя сказать о кольцевых гонках.

Третья разновидность соревнований - кольцевая гонка по несколько удлиненной кольцевой трассе. Участвуют в ней только сидячие аквабайки, причем, преимущественно самые большие. Очень хорошо выглядел спортсмен из Эстонии Таллинеу Маркус, который еще в Советское время начинал заниматься водно-моторным спортом у знаменитого Ааслава Каасика. Пока только два спортсмена (Маркус и Сергей Жиров) из многочисленных советских и российских водномоторников стали аквабайкерами.

Фристайл - та дисциплина, которую так любят в России молодые состоятельные люди. По некоторым данным в России уже более 100 лодок высокого мирового уровня, но кроме Анастасии и Ивана Потаниных ни одного хорошего спортсмена соответствующего уровня нет. При том, что только в Москве в год делается более 20 хороших лодок. На этом Чемпионате Мира Эрик Малоне выступал на сильно облегченном Кавасаки и демонстрировал бочку с места без волны и двойное (два раза подряд) сальто назад. Александр Лензи еще лучше отшлифовал свои фигуры. Японец Ватанабе, который, кстати, немного знает русский язык, так же пытается делать разновидности сальто. Юный англичанин Дэвид Ли Стоун очень хорошо выглядел в компании взрослых и занял 4 Место среди профессионалов и победил в классе "эксперт". Занятное выступление продемонстрировал на маленькой сидячей Sea-Doo спортсмен из США. Показывать прыжковые элементы он не мог, но зато переворот в воде на маленькой скорости (та же бочка только полуподводная), стойки на голове и разные кувырки делал легко и красиво. В результате 7 место. Удивительно, но, не смотря даже на красивые высоченные прыжки, фристайл не вызывал у зрителей такой бурной и искренней реакции как кольцевые гонки. Соревнования фристайлистов больше походили на показательные выступления. Все-таки, очной борьбы в нем нет. А впечатление со стороны примерно такое: немного акробатики, резкий и мощный мотор и облегченная лодка дают возможность высоко выпрыгивать. И кто сделает это максимально высоко, тот и победитель. Похоже, что целостность программы и чистота исполнения не очень ценятся. Удивительно, но техническая комиссия заставляла призеров во Фристайле разбирать двигатели, и инспекторы долго что-то в них измеряли. И это притом, что правилами ограничен только рабочий объем.

Конечно, самое интересное организаторы оставили на два последних дня. Это финалы, Ski Junior 10 - 12 и 13 - 15, Ski Women, Ski Pro Am Open, Runabout 1200 Open и Fristale. Вот тут и происходили битвы титанов. Очень интересно было наблюдать за 10 - 12-тилетними детишками, которые весят по 25 - 30 килограммов, но так ловко и умело управляются на взрослой дистанции с восьмидесятисильными "Kawasaki" или стосильными "Гидроспейсами". Или за 13 - 15-тилетними настоящими мастерами, которые мчатся по большой волне и иногда в борьбе так технично и бесстрашно отодвигают соперника, вклиниваясь между ним и буем. Не сбивают, а именно оттесняют и вырываются вперед. Техника езды детей настолько совершенна, что они часто показывают лучшее время, чем взрослые в классах Stock. В негласном соперничестве континентов европейские дети явно сильней американских.

Несколько слабей выглядят женщины в Ski Women. Перед стартом они так волнуются, что иногда в гонке совершают массовые завалы, но к счастью без травм. Чемпионкой стала Сейко Озава из Японии.

Очень напряженно проходили финалы Ski Pro Am Open. В них, что ни участник, то Чемпион. Стивен Далиак из Франции Чемпион Мира 2003 и 2004 годов. Девятикратный Чемпион Мира Николас Риус тоже француз, но живущий и выступающий за США. Белый южноафриканец Дастин Мотзоурис, до 2003 бывший неоднократным чемпионом, но потом по финансовым причинам пропустивший два сезона. Американцы Крис МакКлакодж и Виктор Шелдон также многократные Чемпионы Мира. Молодой француз Жан Батист Ботти Чемпион Мира в Ski Limited. Американец Роб Флорс Чемпион Мира в младшем классе. Каждый из участников виртуозно владеет техникой езды. Соответственно, решающими становятся психологическая подготовка и немного удачи. На этот раз с минимальным преимуществом победил Дастин Мотзоурис из ЮАР. Стивен Долиак, споткнувшись на препятствии, почти остановился и в результате оказался на втором месте.

И в детских классах, и у женщин, и в мужских классах "Ski" американцам победить не удалось. Поэтому победа в Runabout 1200 Pro Am, самом быстроходном и мощном классе аквабайка, была для них делом престижа. Франки Запата и Серил Лимон представляли Европу, Дастин Фартинг и Николас Риус, для которого это был второй, а точнее основной класс, сражались за Америку. Очень сильные ребята из Австралии, Новой Зеландии и Таиланда уступать не собирались. А еще несколько участников из США, успешно прошедшие предварительные заезды.

Первый заезд - сталкиваются Дастин Фартинг и Серил Лимон, второй совсем выбывает из борьбы. Фартинг пострадал меньше и финишировал в середине. Победил Николас Риус на "Yamaha", на последнем повороте он обогнал Фрэнки Запата, выступающего на двухтактной "Kawasaki". "Yamaha"во всех классах, в том числе и "Pro Am", заметно уступала и двухтактным, и четырехтактным "Kawasaki" и "Sea Doo". Мастерство и страсть, с которой Риус стремится к победе, не могут не вызывать уважения и любви у зрителей, Николас по праву является любимцем и во Франции, и в Америке.

Во втором заезде Фрэнки Запата лидирует, но на последнем круге "круговой", не смотря на то, что судьи свистели ему и показывали синий флаг, на повороте похоже умышленно препятствовал обгону. В результате опять столкновение. Франки чуть отстает, и вперед выходят Фартинг и Риус. После финиша разъяренные зрители несколько минут скандируют: "Франки!", "Франки!", требуют перезаезда, но судьи непреклонны. Лодка Франки получила небольшую пробоину, и он сам с помощником ее заклеивал. В последнем, третьем заезде Риусу достаточно было финишировать третьим, чтобы стать Чемпионом, что он и сделал.

Подводя итоги, можно сказать:
Чемпионат Мира, ежегодно проводимый в начале октября в США, в "Havasy Lake City" безусловно, является крупнейшим и самым значительным событием в мире водных мотоциклов. Ни по количеству участников, ни по уровню их мастерства, ни по организации, ни одно соревнование, в том числе Чемпионат Мира UIM, не может с ним сравниться. Чемпионат Мира IJSBA является в значительной степени соревнованием для зрителей и спортсменов, а уже потом для производителей.

Сергей Жиров 15.11.2005г.

Новости

Гостевая книга

Полезные ссылки

Rambler's Top100