ФАКТЫ

ФОБИИ

МНЕНИЯ

ИНТЕРВЬЮ

24 ЧАСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СПОРТСМЕНЫ

ФОРМУЛА 2000

ФОТОГАЛЕРЕЯ

МНЕНИЯ

Чемпионат Европы, Пригород Парижа, Диснейленд, 09-11 сентября

Много приходилось читать и слышать о крупных соревнованиях, проводимых в Европе по версии IJSBA. Удалось даже поприсутствовать на Кубке Мира в Твери, спортивную часть которого проводил Yves Van Heers , Вице президент IJSBA. Но, конечно, в Твери был своеобразный пробный турнир, в котором участвовал общий класс "Ski" без деления на подклассы: "юниор", "женщины", "стандарт", "Лимитед" и "суперсток". А вот своими глазами увидеть настоящий Чемпионат Европы довелось впервые. И так 9-10-11 сентября пригород Парижа, Диснейленд, пруд размером 350м на 100м, около ста участников, по 15-20 человек в классе. Три спортсмена из Москвы, решивших самостоятельно выбирать, куда можно ездить и каким спортом заниматься за свои же деньги, Тимур Архипов, Родион Яшков и Сергей Жиров. Все в одном заезде, в одном классе "Ski limited". А помощник на всех один Сергей Жиров старший. Правда, Тимур Архипов участвует на арендованной "Kawasaki 800", и запускает его французский механик. Лодка у него, конечно, не самая быстрая, но в данном случае главное участие и безаварийный финиш.

Класс "Limited" - это среднее между "стандартом" и нашим отечественным "Ski division". Двигатель, а именно картер, поршни, цилиндр, коленчатый вал должны быть полностью стандартными. Но разрешаются произвольные трубы, карбюраторы, головка и импеллер. Короче говоря, мощность - 100 - 105 л.с. против 80 л.с. у "Stock"(стандарт) и 150 - 160 л.с. у "Super stock"; и скорость 85 - 89 км/ч, когда у "Super stock" он доходит до 100 км/ч. В "Super stock" участвуют супер чемпионы Мира: девятикратный - Николас Риус (Франция), трехкратный - Виктор Шелдон (США), трехкратный - Стивен Далиак (Франция), однократный - Рено Урбэн (Бельгия). Любимец короля Марокко Джамал Белхаши и лучшие гонщики Англии, Норвегии, Хорватии. Для наших ребят этот класс пока слишком сложный. Может быть попробуют в следующем году, если усиленно будут тренироваться зимой. Кстати, зимой англичане проводят свой четырехэтапный открытый Чемпионат, на который съезжается вся Европа. Раз в месяц, в ноябре, декабре, январе и феврале участники облачаются в теплые "сухие" гидрокостюмы (иногда под лодками крошится тоненький лед) и понеслись! Потом, конечно, горячий душ или сауна. В результате море удовольствия, возросшее мастерство и хороший результат летом. Простите, я, кажется, отвлекся и размечтался.

В пятницу, 9 сентября большая асфальтированная площадь вблизи пруда постепенно заполняется кемперами и автобусами с прицепами участников. "Yamaha France" со своим лидером Николасом Риусом и целой толпой механиков и поклонников приехала на громадном, двухэтажном разрисованном трейлере. Под стать ей "Kawasaki France", за которую выступают Стивен Далиак, Джимми Понс, Виктор Шелдон и наш Тимур Архипов. У второго любимца французов Франки Запата (класс Runabout) громадный грузовик "Рено". Первый любимец, конечно, Николас Риус, он не только выдающийся спортсмен, но и превосходный шоу мен. Многочисленные интервью и видеосъемки, беседы с поклонниками и раздача автографов, а также почти спектакли до, во время и после гонки. Все исполняется настолько артистично, что вызывает пристальное внимание и восторг зрителей. Несколько скромней грузовик бельгийца Терри Урбана, который создал очень успешную семейную команду, его дети: Рено- 22 года (класс "Super stock") - Чемпион Мира в "Ski Limited", Мартин - 20лет - Чемпион Европы в "Ski Limited" и Марина - 15 лет - призер Чемпионата Европы. Очень впечатляюще выглядит транспорт внешне мощного гонщика, француза Серила Лимона, выступающего в самом мощном классе "Runabout Super stock". Буквально малюткой по сравнению с моторхоумами знаменитостей смотрится микроавтобус многократного UIМовского Чемпиона, итальянца Джимми Бозио, выступающего на заводской лодке "Rotax" Sea Doo RXP с двигателем в 350 л.с.. Весьма неплохо выглядят со своим красивым "Ивеко Турбодейли" и москвичи, которых уже знают многие участники Чемпионата. Неподалеку от наших располагаются три девушки из Австрии, приехавшие одни, без мужиков на автобусе с большой надписью на борту "Jet Bebe". Как потом выяснилось, им очень нравится участвовать в соревнованиях. Хотя высоких результатов они пока не показывали. Главное для них участие и приятная дружелюбная атмосфера праздника.

Если говорить о традиционной для Европы системе подготовки спортсменов высокого класса, то упрощенно она представляет собой следующее: Уже в 8 - 9 лет дети начинают принимать участие в соревнованиях и до возраста 16 лет они числятся в разряде "Junior". Правда, есть исключения, например, во Франции к кольцевым гонкам допускаются пилоты не моложе 16-ти лет. Поэтому и заезды в этом классе в Диснейленде не проводились. А вот во фристайле подросткам участвовать можно, поэтому англичанин Давид Лее Стоун побеждал "старичков".

Конечно, юниоры гоняются на стандартных аквабайках, где из-за недостатка мощности и тяги техника езды, пожалуй, самая сложная. Запаса мощности нет, и незначительная ошибка на повороте или на прямой резко тормозит аквабайк. Чтобы быть в призерах, ехать надо очень технично. После 16 лет юниор переходит в следующие классы, где возраст не ограничен. Обычно молодые гонщики еще 1,5-2 года ездят в классе "Stock", где те же технические требования, что и в "Junior". Но довольно часто бывает, что и "супер чемпионы", например, американец Криз Мак Клакодж , выступают сразу в двух классах . Иногда это делается по просьбе фирмы, за которую спортсмен выступает, иногда для очень качественной соревновательной тренировки.

Следующим более мощным и скоростным классом является "Limited" (Ski F-2), о котором рассказано чуть выше. Он предшествует самому мощному и престижному классу "Super stock" (Ski или Run F-1). В "Super stock" допускается значительно больший уровень форсировки и, соответственно, многократно возрастает цена аквабайка и падает его надежность. Немаловажным является то, что в этом классе обычно используется специальный гоночный бензин с октановым числом 102-108 единиц. Стоимость одного литра такого бензина составляет 4-5 долларов. В классе "Ski Junior" нет деления на девушек и юношей, зачет общий. Более взрослые девушки выступают в отдельном классе "Ski Lady F - 2", т.е. в классе женский "Limited".

По аналогии со стоячими аквабайками классов Ski F-3, F- 2, F-1 в сидячих аквабайках "Runabout" есть три своих класса Run F-3 ("Stock"), Run F-2 ("Limited"), Run F-1 ("Super stock"). Девушки на "сидячках" выступают в Европе в общем зачете, и особенно хорошо в Run F-2, где англичанки регулярно становятся призерами. В классе Run F-1 даже опытные спортсменки, видимо не могут также хорошо справляться с 300 - 360-сильным аквабайком, как мощные Риус, Запата или Лимон.

Теперь коротко марках аквабайков.

В классах "Ski" почти все выступают на "Kawasaki 800 SRX". Очень редко попадаются "Yamaha" или "Polaris".Считается, что ехать на них трудней, так как они менее устойчивы на волне. В этом сезоне впервые появился четырехтактный стоячий австрийский "Hydrospace" с 800кубовым мотором мощностью 105 л.с. В классе Ski F-3 он выиграл почти все гонки. Наши ребята пробовали его. Говорят, едет очень быстро, но надо привыкать, т.к. четырехтактный мотор не обладает таким же взрывным характером как двухтактный. Пока "Hydrospace" выпускается очень небольшой серией и стоит дороже, чем "Yamaha" или "Kawasaki".

В классах "Runabout" положение несколько сложней. Четырехтактные 16ОО кубовые "Sea Doo RXP" и "Kawasaki" допускаются в двухтактный 1200 кубовый класс. В классах Run F-3 они на равных конкурируют с двухтактными моделями. В классе Run F-2 подавляющее превосходство имеет двухтактная "Sea Doo XPLimited", видимо из-за хороших обводов днища. А вот в Run F-1 мощность двигателей настолько высока, Что идет соперничество пилотов, а не лодок. Итальянец Джимми Бозио на своем четырехтактном аквабайке со старта и на первых кругах легко уходит вперед Но потом он, видимо, устает, и его преимущество начинает таять, тем более, что он совершает ошибки. Супер чемпион Николас Риус на своей 280 сильной "Yamaha Gp 1200R" под рев болельщиков пытается догонять лидеров, но его плоскодонная "Yamaha" плохо идет по волне, и выше третьего места в заездах он поднимается редко. Франки Запата на двухтактной трехместной "Kawasaki",B которой тоже около 300 л.с., демонстрируя филигранную технику вождения, на последних кругах или даже на последнем повороте ухитряется обогнать обоих. Безусловно, гонки мастеров в классах Ski F-1 и Run F-1 являются украшением Чемпионата Европы.

Несколько обособленно стоит такая разновидность соревнований, как фристайл. Многие у нас считают ее самой интересной и зрелищной. Думаю, это действительно так, когда смотришь фристайл в первый раз. Но в гонках на Чемпионате Европы участвуют более ста спортсменов, а во фристайле 5 -7, и выводы делайте сами. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что за последние год-два мода во фристайле сильно изменилась. Почти совсем исчезли подводные фигуры и стали очень цениться прыжковые, особенно "бочки" и "сальто". Соответственно изменились в техническом отношении и водные мотоциклы. Корпус "Yamaha Super jet", наиболее пригодный для фристайла, для снижения веса стали изготавливать из дорогих материалов методом вакуумного формования и устанавливать более мощные, сравнительно низкооборотные двигатели с рабочим объемом до 1000 куб. см. Причем, по утверждению чемпионов давать полный газ более чем на 4 - 6 секунд на таком моторе нельзя.

Среди участников Чемпионата сильно выделяются экс-чемпион Мира Рок Флоранчик из Словакии и 14тилетний Давид Лее Стоун из Англии. Думаю что Россияне Давид Джалагония или Алексей Дарьев при условии стабильного исполнения "бочки" вполне могли бы претендовать на 4-5 места.

А в заездах, где участвуют наши, ситуация такова. На старте и первых кругах они идут близко к лидерам, но через 2-3 круга, когда "разгоняется" большая волна, начинает сказываться неправильная техника, недостаточная выносливость и отсутствие соревновательного опыта. Аквабайки наших на поворотах слишком ныряют, ребята иногда падают, или промахиваются мимо буев. В результате приезжают на 9-13 местах. Конечно никаким "тюнингом" и форсировкой аквабайков такое положение не улучшишь. Чтобы на равных соперничать с молодыми, но очень опытными, имеющими 10-15 летний стаж участия в крупнейших соревнованиях европейцами нужны ежедневные тренировки под руководством опытных иностранных тренеров.

А что же наши москвичи, Архипов, Жиров, Яшков? На мой взгляд, европейцы приняли их почти как равных и уже не воспринимают как пришельцев из загадочной, холодной России. Идет обычное спортивное общение : какое-то техническое обсуждение, какие-то вопросы вождения , тем более что наши лодки показали себя очень быстрыми, , спрашивают о планах на следующий год и сколько этапов Кубка Мира будет в следующем году в России. Многие знают о дисквалификации наших спортсменов и нелестно отзываются о М. Равенне и UIM (говорят что-то типа; Ему 82 года и наверное у него проблемы с головой). Россиян уже приглашают на совместные зимние тренировки и небольшие, промежуточные соревнования. Во всяком случае, отношение к нашим ребятам весьма доброжелательное.

Сергей Жиров

Новости

Гостевая книга

Полезные ссылки

Rambler's Top100