ФАКТЫ

ФОБИИ

МНЕНИЯ

ИНТЕРВЬЮ

24 ЧАСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СПОРТСМЕНЫ

ФОРМУЛА 2000

ФОТОГАЛЕРЕЯ

МНЕНИЯ

Взгляд из-за штурвала гоночного болида - "6 часов КРОКУС-СИТИ" 2009

В день города ,6 сентября 2009 года в яхт-клубе "Крокус-сити" состоялся чемпионат Европы по водно-моторному спорту "6 часов Крокус-Сити" в классах спортивных мотолодок с надувными бортами1/2/3/4/5. Формат соревнований редусматривает общий старт и финиш через 6 часов с дозаправками и сменами пилотов - кто проедет большее расстояние - тот и победитель.

Поскольку зачет производится по самостоятельно финишировавшим судам - в результате соревнований необходимо доехать до финиша и самостоятельно финишировать. Если лодка проехала даже большее расстояние, но не финишировала - она занимает более низкое место, чем финишировавшая и проехавшая меньше.

Все суда разделены на классы в соответствии с правилами UIM(всемирного водно-моторного союза) согласно рабочему объему двигателя, причем для экологически чистых двигателей(соответствующих нормам ЕРА) - это 4-тактные и двухтактные впрысковые двигатели - допускается 30% превышение рабочего объема в классе. Форма корпуса, вес, и размеры лодки в классе также регламентированы Правилами - лодка должна быть однокорпусной(корпус выполнен из композита(пластика)) с V-образным днищем и U-образным надувным баллоном, количество и ширина реданов - горизонтальных площадок на днище также ограничены, кроме этого ограничены минимальные размеры и вес лодок в классе. Моторы - подвесные стандартные омологированные (все размеры и формы основных частей могут быть проверены в любой момент на соответствие материалам омологации). Гребные винты можно применять любые.

В таких узких рамках создать аппарат, который будет быстро и надежно ехать по дистанции в течение продолжительного времени довольно сложно.

В процессе гонок от судов поднимается сильная волна, которая разрушает как корпуса судов, так и подвески моторов - в первые годы проведения этих гонок нередко отрывались(и даже безвозвратно тонули) моторы, разваливались корпуса и т.д

Исходя из ограничений и реального положения вещей существует принципиально две тактики ведения таких гонок - одна - "тише едешь…" - ехать медленно, минимально подвергая нагрузкам как мат. часть, так и пилота, и вторая - "больше скорость - меньше ям…" - но при этом велика вероятность не доехать до финиша.

Для уменьшения ударных нагрузок на корпус, некоторые корпуса делают увеличенной килеватости - при этом корпус "режет" волну и идет более мягко, но, с увеличением килеватости падает максимальная скорость. Для достижения максимальной скорости некоторые корпуса более плоскодонные, на ровной воде у них скорость существенно выше. Но на волнении такую лодку приходится постоянно "ловить".

Очень важен подбор гребного винта - винты каждый экипаж подбирает самостоятельно экспериментальным путем для разных условий гонок и держит в тайне, причем важны "тонкие" настройки - высота установки мотора на транце, откидка мотора и т.д.

Для повышения надежности существует много "know how", которые выявились из практики в течение довольно длительного времени (в ранге чемпионата мира гонки проводятся с 2003 года). Следует сказать, что некоторое время назад в гонках участвовали специальные огромные океанские RIBы (длина корпуса около 10-12 метров и мотор 300 сил) в составе команды Бельгии, но даже они не выдержали условий гонок и не доехали до финиша.

Команды представлены в основном из Питера (как родоначальника гонок "24 часа Санкт-Петербурга"), Москвы, Костромы, Ростова-на-Дону, Венгрии - в течение последних 3 лет спортсмены этой страны активно и с большим прогрессом участвуют в гонках, Белоруссии (любимая всеми начинающая команда в самом "младшем" классе), Латвии, спортсмены других стран - по 1-2 пилота в смешанных экипажах.

Мощности моторов подразделяются - от 50 л.с в классе 1 (до 780 см3) до 300 л.с в классе5 (до 3000см3). Однако, по моему личному мнению, самые эффективные (получение максимальной отдачи при минимальных затратах) классы как раз младшие - 1 и 2. Лодка чемпиона Мира этого года в классе 1, имея мощность всего 50 сил и вес 300 кг, идет 75 км/ч, во 2-м классе лучшая скорость 85 км/ч (90 л.с), в 3-м-95 км/ч (130 л.с), в 5-м-110 км/ч (300л.с), при этом разница в весе (по правилам) лодок 2 и 3 классов составляет всего 50 кг.

Для проектирования корпусов используются современные исследования и расчеты по гидро и аэродинамике корпуса, подводной части мотора, а при изготовлении корпусов - самые современные технические и технологические решения и материалы - углепластик, современные смолы и т.д. Со всей ответственностью можно заявить, что на современном этапе развития Росийские лодки - лучшие в мире. Сложился состав "школ" конструкторов и изготовителей современных гоночных RIBов - Федорко(С-Петербург)- лодки в основном 5 класса, А.Трусков (Москва)- серия наиболее удачных лодок 2 и 3 классов, Ю.Смирнов и Д Джуренко (С Петербург)- лодки 1 класса.

Трасса "Крокус-сити" довольно сложная, потому как узкая, и у нас-спортсменов возникали большие сомнения о возможности проведения гонок на этой акватории, однако организаторам удалось обеспечить необходимые требования UIM к трассе и провести чемпионат Европы.

Хочется сказать отдельное спасибо от всех спортсменов Генеральному спонсору - компании ЛУКОЙЛ, который предоставил бесплатный бензин для гонок, технических проблем, связанных с топливом, не возникло ни у кого (что бывает довольно редко - обычно ВПРЫСКОВЫЕ МОТОРЫ ВЫХОДЯТ ИЗ СТРОЯ ПО ПРИЧИНЕ ПЛОХОГО КАЧЕСТВА БЕНЗИНА).

В гонках участвовало 20 судов в четырех классах 1/2/3/5. В 1 и 2 классах выступали представители Венгрии - по 2 лодки, Питерцы, Белорусы, мы - "Барвиха-сервис" Химки, в 3-м, самом многочисленном (7 судов)- Москва, Ростов-на-Дону, Питер, представители Латвии и Украины, в 5-м классе - Москва, Питер, Кострома, представитель Эстонии.

В составе команд есть представители большого бизнеса (генеральные директора, ведущие специалисты организаций, банкиры и т. д), узнаваемые лица - знаменитые "электроники" - братья Турсуновы, главный редактор телеканала "Авто плюс" Леонтьев, и т.д, и т.п Все гонщики много лет друг друга знают, и атмосфера в лагере участников всегда самая дружеская. Поскольку финансирование участия в гонках, как правило, осуществляется за свой счет, а спорт это весьма недешев - можно понять, что случайных людей тут нет - все любители (в смысле "любить" этот вид спорта). Как правило, стандартный состав команды - 3-4 пилота, 2 заправщика, 2 механика и "вспомогательный персонал" в лице женщин, детей, друзей и т.д. - обустраивать быт, "болеть" и встречать героев кто то должен.

Старт обычно дается за стартовым катером "с ходу"- к назначенному для старта времени суда выстраиваются по принципу "старшие впереди"- 5 класс, 3 класс, 2 класс, 1 класс, и после взмаха зеленого флага судьи-стартера, вся армада устремляется по трассе и начинается отсчет кругов гонки.

Надо отметить, что с непривычки, уже через 5-10 минут после старта (или смены) пилота начинают посещать мысли: "зачем мне это?" - на трассе ветер, дождь, волны, потоки воды из под обгоняющих судов создают некоторые ощущения, которые не всегда приятны, но , через 20-30 минут гонщик "вкатывается" в гонку и до смены пилотов, которая происходит в зависимости от выбранной тактики ведения гонки через 1,5-2 часа гонка проходит более-менее стабильно, если нет поломок матчасти.

С учетом описания первых 15 минут после старта (смены) пилота - это наиболее опасная часть гонки - у всех "играет кровь", адреналин брызжет, а если "вдруг" лодка едет медленнее, чем ожидалось, начинаются ухищрения и манипуляции, способные поднять скорость на 1-2 км/ч - откидки мотора и т.д. При этом , с увеличением скорости, лодка может стать практически неуправляемой, т.к чем больше откинут мотор- тем сложнее "поймать" лодку на большой скорости и сильном волнении. Опытные пилоты (прошедшие не одну гонку) не позволяют себе "игры в дядю-гонщика" и понимают, что чемпион определится только на финише(до которого еще надо доехать без поломок и "улетов"), но новички попадаются на эту удочку довольно часто, в связи с чем основные "улеты" и перевороты происходят в первые часы гонки - физически невозможно долго ехать "на ушах" - устает все - руки, ноги, в конце концов все удары, которых немало, воспринимает часть тела на которой сидишь (а никакой амортизации не предусмотрено).

Чем меньше лодка - тем больше динамические нагрузки от волн - выявилось( на практике), что в среднем расстояние между гребнями волн составляет 1,5-2 метра и лодка едет более-менее стабильно, когда корпус одновременно лежит на 3-х гребнях - т.е начиная от длины корпуса 6 метров "трясет" меньше. До 6 метров длина корпуса в 1 и 2 классах (5-5,5метров) - это и есть самые "недружественные"к гонщику классы ,но от этого, наверное, и самые интересные. После опыта гонок в 1 классе пересадка в любой более "старший" класс сродни ощущениям от "Мерседеса" после "Запорожца". Но, ведь самое интересное - "отжать" мотор и лодку так, чтобы при 50 силах она ехала 75 км/ч (больше чем 1 км/ч на одну "силу").В этих гонках ценен каждый километр в час. т.к. умноженный на 6 часов он дает 6 километров (или 3-4 круга) преимущества.

Очень важна слаженная работа всей команды- заправщиков, механиков и т.д - заправка и смена пилота чем меньше длится - тем меньше теряется времени гонки. Заправка и смена пилота длятся обычно меньше минуты в младших и менее 2 минут в остальных классах - за это время лодка проходит от 1 до 2 кругов, а при близких скоростях и высокой надежности разница между 1,2 и 3 местами иногда за 6 часов гонки составляет меньше 1 круга (что получилось в этой гонке во 2 классе).

Еще одна особенность именно водно-моторных гонок- хоть трасса и одинакова (движение происходит по замкнутому кругу между буями), ситуация на трассе постоянно меняется в соответствии с изменением волнения, которое предсказать невозможно, и, если, например в автоспорте есть возможность изучить и запомнить все неровности и особенности трассы, в нашем случае это сделать просто невозможно - пилотирование происходит исходя из ситуации на данный момент и по этой причине расслабляться нельзя - всю смену (1,5-2 часа) пилот проводит с максимальным напряжением.

Интересны итоговые результаты гонки "6 часов Крокус-сити" - чемпион в самом младшем классе прошел всего на 13 кругов меньше, чем бронзовые призеры во 2 и 3 классах (у них получились практически одинаковые результаты при разности мощностей в 40 л/с и скоростей на прямой 10 км/ч). Судя по результатам, разница средних скоростей чемпионов в самом мощном 5 классе(300л.с) и 3-м классе(130 л.с) не превысила 10 км/ч, что говорит о высокой эффективности именно "младших" классов.

В заключение хочется отметить. Что технический спорт, в котором присутствует творчество в инженерном плане, прогрессирует наиболее быстро, что и показали гонки чемпионата Европы 2009 года.

Мастер спорта
Владимир Денисов
Пилот и руководитель команды
"Барвиха-сервис"

Новости

Гостевая книга

Полезные ссылки

Rambler's Top100