ФАКТЫ

ФОБИИ

МНЕНИЯ

ИНТЕРВЬЮ

24 ЧАСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СПОРТСМЕНЫ

ФОРМУЛА 2000

ФОТОГАЛЕРЕЯ

МНЕНИЯ

Водно-моторный сезон 2005г. Владимир Денисов

Итоги и анализ.

Закончился 2005 год и водно-моторный сезон.
Год получился противоречивым и в чем-то даже переломным.
К настоящему времени созрела ситуация, когда "верхи" не могут управлять по старому, а "низы" не хотят более терпеть несправедливости.

Поскольку я принимаю участие в процессе и как гонщик, и как руководитель команды в соревнованиях по аквабайку и гонкам "24 часа", а также имею некоторый опыт в классике (с79 по 86 год гонял в R-4 в составе команды г. Химки вместе с Куничами и Д.Вандышевым) и до сих пор поддерживаю отношения с большим количеством спортсменов, считаю себя вправе изложить свое личное мнение на результаты сезона - возможно это кому-то интересно и даже может, приведет к положительным сдвигам в "верхах".

Большие новогодние каникулы позволили побродить по форумам сайтов и почитать статьи на тему водно-моторного спорта.
В результате сформировались темы, требующие освещения (не все в курсе "разборок" и ситуации - по этой причине и есть непонятные темы). Эти темы следующие:

  1. Отношения федерации (ее отдельных чиновников) к спортсменам и их участию в гонках.
  2. Проведение соревнований по аквабайку и связанные с этим вопросы.
  3. Гонки "24 часа" в Санкт-Петербурге.
  4. Ситуация с классическим водно-моторным спортом и поиск путей выживания.
  5. Потанины и отношение к ним.

Федерация и.т.д.

Посетив итоговые семинары (оба) по аквабайку и водно-моторному спорту - я получил ощущения как от передачи "Два мира - две системы".
В аквабайке подавляющее большинство руководителей - новые люди, появившиеся в течение последних 2 лет. Основной мотив всех разговоров - "нищим нечего делать в нашем спорте".

На вопросы о налогах на аквабайки спортсменов-участников гонок (в год получается порядка 1000$), возможной оплате транспортных расходов для приезда на соревнования - были получены ответы в стиле "нет денег - вас никто не принуждает". После того, как представители "Новой Лиги" подняли вопрос о дисквалификации российских спортсменов за участие в этапе чемпионата мира в Твери (подробно мои впечатления можно прочитать на www.fvms.ru) - организаторы семинара как-то заторопились и "замяли тему".

Вопросы покупки техники лучшим спортсменам, или хотя бы какой-то помощи по итогам сезона, организации сборной команды России и участия спортсменов в международных гонках со стороны Федерации не поднимались, а любые попытки их поднять - пресекались. "Ну что мы можем - нам не дают денег", - один ответ на всё.

Проведя сопоставление фактов и их анализ, я думаю, что основная проблема в аквабайке - усилия С. Лисицына в борьбе за власть.

Если посмотреть на ситуацию с точки зрения денег - Федерация всегда (в годы социализма) занималась распределением средств и благ среди спортсменов; и когда финансирование "сверху" закончилось, то оказалось, что чиновники просто не умеют работать иначе.

Поначалу, с приходом С.Лисицына была иллюзия, что этот человек будет действовать иначе, но первая же встреча с ним (на собрании аквабайкеров Москвы) оставила весьма неприятное впечатление - "Я из академической гребли, но я заставлю вас подчиняться" - было произнесено в первые пять минут общения. По прошествии времени стало понятно (по-моему, уже теперь всем), что он поставлен Спонсором аквабайка просто контролировать расходование спонсорских средств, а на развитие спорта и спортсменов… с высокой колокольни. Ну, если поставили - значит надо, зачем сразу учить всех жить и лезть в то, в чем не совсем понимаешь?

Практически все, кто руководил до него, имеют хоть какие-то заслуги в водно-моторном спорте и если г-н Лисицын будет участвовать в соревнованиях (хотя бы в слаломе) и станет хотя бы чемпионом среди "Чайников"- это даст ему моральное право вежливо что-то советовать, а пока…

Не понятна позиция П Ф Богданова по отношению к аквабайку - он уважаем и известен в среде водно-моторников очень давно ( уважать можно хотя бы за сохранение этого вида спорта и проведение соревнований в самые тяжелые 90-е годы), однако сейчас он просто отдает власть - если все сохранится, то еще чуть-чуть и все будут вынуждены подчиняться другому напористому и амбициозному чиновнику, преследующему какие-то свои цели.

Маленький штрих, подтверждающий тенденцию - проведение конференции UIM в Москве на которой по сообщению на семинаре Богданова "ничего не было и не понятно зачем ее было проводить", тем не менее Лисицына опять куда-то избрали. А для чего еще ее было проводить в Москве?

В "аквабайке" России, конечно, какой-то прогресс (в основном полученный за счет усилий самих спортсменов) есть, но если уважаемая Федерация не повернется к спортсменам лицом и не учтет их просьбы и рекомендации - будет сохраняться и только усугубляться сегодняшнее положение дел.

Личный опыт общения с федерацией аквабайка в 2005 году:

Когда перед проведением чемпионата России мои помощники позвонили в Федерацию аквабайка узнать порядок проведения соревнований, им ответили: "Он хочет участвовать? А зачем?" - если 7-8 человек в чемпионате это нормально, тогда действительно зачем?.

Уважаемым чиновникам не надо забывать, что природа не терпит пустоты и если им спортсмены не нужны - они сами себе организуют гонки, будут совершенствовать мастерство и выезжать за рубеж и побеждать. (4-е место в Твери это уже что-то).

Отличные гонки проводит С.В. Жиров - без помпы, без надувания щек, без сбора денег от спортсменов, а приезжают гонщики из других городов (и даже стран) и атмосфера при этом самая дружественная.

Нельзя ничего не дав, что-либо требовать.
Техника - своя, доставка - своя, бензин свой, огромные налоги плати сам.
Зато отчет о результатах - это чужое! ("Мы пахали" - сказала муха, взлетая с буйвола.)

Гонки 24 часа и чемпионат России по "РИБам".

На семинаре по итогам 2005г. Второй вице-президент Федерации, ответственный за РИБы П.Пылаев доложил о результатах Чемпионата мира 2005 года "24 часа".

Столько-то чемпионов и призеров. В основном это питерские гонщики и все в том же духе. Все просто супер! А потом произошло самое смешное - господин Пылаев как в театральной пьесе с пафосом вопросил: "Кто лично виноват в провале чемпионата России по Рибам?, нет я повторяю "…….",а после этого сказал, что опаздывает на поезд и вместе с А.Ишутиным - первым вице-президентом Федерации они откланялись. Обсуждение вопросов и проблем гонок по РИБам сразу как-то заглохло. Никто из участников семинара ничего не понял - если самый главный по РИБам в России ничего не знает, то что уж говорить о нас?

Как неоднократный участник этих гонок (3 место 2003г. И 3 место2005г.) позволю себе осветить некоторые вопросы гонок "24 часа" 2005 года. (подробно о подготовке и участии www.barvikha-service.ru в разделе "Хобби"), которые не понятны нам - участникам, и очень хочется, чтобы негативные стороны были учтены организаторами в будущих гонках.

  1. До самого старта отсутствовало четкое Положение о соревнованиях, что вызвало необходимость неоднократно задавать вопросы Федерации и Организаторам. В 2003г. Положение было прописано подробно и опубликовано за 2 месяца до старта. Зачем было что-то менять? Не понятно !?
  2. В 2005г. Организаторы потребовали приезда команд за 2 дня до старта. Обычно в команде около 20 человек и лишний день проживания в Питере это около 1500$. Кроме этого, не было подробных схем проезда к объектам, которые необходимо было посетить и время тратилось просто на ориентирование и езду по пробкам.
  3. Как и все годы качество топлива отвратительное. Вода и песок сильно развлекали команды с впрысковыми моторами (сутки людям надо же чем то заниматься). Мы в классе 700см3 поменяли 3 комплекта фильтров, а когда на оставшемся бензине марки Аи95 пытались ехать домой, то машины, отлично работающие на 92 бензине, просто не ехали. Облегчение наступило лишь с израсходованием бензина, купленного на заправках топливного спонсора . При этом в отличие от 2003г. никаких компенсаций за бензин не было и проводился скрупулезный контроль и учет, чтобы не дай бог не залили хорошего бензина где-то еще.
  4. Желание организаторов победы некоторым Питерским командам иногда доходит до абсурда - когда мы после длительного ночного ремонта и последующей гонки "на все деньги" догнали и обогнали Питерского фаворита в нашем классе (за 2 часа до финиша), "вдруг" супер точный компьютер дал сбой и у нас куда-то делись 7 кругов. От скандала спасло только то, что за час до финиша оторвало мотор и мы финишировали практически "ползком". Мы - спортсмены за многие годы к таким вещам привыкли, но с нами были представители серьезных спонсоров. Если организаторы не понимают последствий - мне очень жаль.
  5. Одна из важных проблем , о которой забыли организаторы гонок "24 часа", да и многих других - освещение в средствах СМИ. Не секрет, что подавляющее большинство команд финансируется за счет средств спонсоров. Интерес спонсоров - чтобы об их помощи и участии в Чемпионате Мира знало наибольшее количество людей и фото и видеоматериалы появились в печати и на TV.Соответственно чем шире аудитория, которая будет знать об этих гонках, тем легче привлечь деньги и новых участников.
    Телерепортаж по "НТВ-плюс", в котором большая часть времени посвящена тому, как А.Ишутин ест пироги с зайчатиной и играет в бильярд во время гонок, а остальная часть - интервью с фаворитом соревнований, который "отчаянно крутил гайки", не отражает всей интриги и красоты этих гонок. По показанному репортажу создалось впечатление, что участвовали во всем мероприятии только специальные питерские команды и представители Бельгии. Самые интересные события, по всей видимости, пошли в брак.
    Не желая мириться с таким положением дел (по опыту фильмов 2003 и 2004 годов), мы привезли своих телеоператоров "Барвиха-Медиа" и сняли фильм о гонках и их участниках. К сожалению, охрана одного из питерских спонсоров ночью так "оттеснила" оператора, что оказалась повреждена камера и большая часть материала пошла в брак, тем не менее видеофильм о гонках был сделан. Это, конечно, рекламный фильм "про нас", сделанный для поиска спонсоров на будущее и отчета перед спонсорами 2005г., тем не менее, это чуть ли не единственное кино про гонки в Питере 2005 года, которое вообще есть.
    Если бы не инцидент с камерой и не потеря материала - наличие полноценного фильма и помощь федерации, возможно, позволило бы показать материал по центральному ТВ. Это значительно облегчило бы всем командам участие в гонках и позволит иметь средства для экспериментов и развития техники и технологии, а в итоге будет способствовать прогрессу спорта.
  6. И, наверное, самое важное и обидное - отсутствие стимулов в этих гонках (ни финансовых, ни моральных). Когда был задан вопрос А. Ишутину - старшему о том, что надо бы присвоить хотя бы мастеров спорта призерам Чемпионата мира, он ответил - обойдутся, "Мы к этим званиям шли долгие годы, а они хотят получить их слишком легко". Можно прикрываться всероссийской классификацией или чем-то еще, но это не солидно!

Если соревнования "24-часа Санкт Петербурга" это действительно чемпионат мира (а не коммерческое мероприятие для сбыта лодок производства питерских фирм, моторов "Меркурий" и продажи плохого бензина ) - можно захотеть и сделать все для увеличения количества мастеров спорта в России, а значит привлечения новых участников. Ведь не секрет, что есть богатые люди, у которых есть все, а хочется стать чемпионом мира и на это они готовы потратить средства (а значит в результате дополнительно финансировать эти гонки) .

Конечно, руководители Федерации - заслуженные спортсмены, но титулы и звания завоеваны ими в эпоху максимального благоприятствования спорту и спортсменам (техника, поездки, сборы - все было не за свой счет). А потом той страны уже нет. Неоднократное участие даже очень заслуженных "героев вчерашних дней" в гонках 24 часа как-то безрезультативно, несмотря на опыт, заслуги и внешний пафос. Все есть, а результата - нет.

И это не какое-то личное отношение - альтернатива, например, С. Жиров и В. Задубровский. Несмотря на прежние заслуги, "старая гвардия" и сейчас показывает пример молодежи.

О классике:

К сожалению, классический водно-моторный спорт практически умирает. Нет новых моторов, корпусов, а главное - нет денег на покупку всего этого. Пока есть увлеченные люди и молодежь. Если все останется, как есть - не останется и людей. Оказывается, в России всего 35 скутеров разных классов. В 78 году в Ногинске я первый раз участвовал в гонках на "Кубок Подмосковья" - участвовало 37 полноценных (в которых были все классы судов) команд. Сейчас же Чемпионат России - это как раньше чемпионат Московской области. В разных городах есть по одному, в крупных - несколько спортсменов, которые "едут", и исходя из этого представители городов ратуют за развитие и приоритет того или другого класса. Все держится на энтузиастах - тренерах, которые ведут за собой детей. Пока они есть - есть будущее, но детям (особенно детям) нужны стимулы - места, награды, звания. Не будет этого - пропадет интерес, а вместе с ним развитие.

Что можно сделать?:

  1. Устраивать побольше юношеских соревнований с большим количеством призов (любых , даже самых дешевых).
  2. Может быть, придумать дисциплины, где большое количество участников может участвовать на малом количестве техники. Хороший пример - "формула будущего".
  3. Развивать стандартные классы, где проверяется мастерство спортсменов, а не возможности (в основном их родителей).
  4. Для развития юношеского спорта необходимо отчислять средства для приобретения техники (лодок и моторов) в регионах. В Москве и Питере деньги можно найти, дальше - практически невозможно.
  5. Может быть, вручать технику (только юношам) по результатам сезона за счет средств Федерации. (В аквабайке можно сделать чуть-чуть меньше призовых, а разницу пустить на развитие классики - это может решить П.Ф. Богданов, если он действительно управляет Федерацией и способен и хочет принимать решения для ее развития).

В целом, положительная тенденция - моноклассы в мотолодках.

Решения, принятые по скутерам и глиссерам, а также по техническим требованиям к моторам, наверное, единственно оптимальны в создавшихся условиях. Подробнее, можно посмотреть на сайте Федерации итоги семинара.

Что касается Чемпионата России по РИБам, при всем хорошем отношении к организаторам гонок на местах - вряд ли гонки на РИБах будут реально проходить где-то, кроме Москвы, Питера или городов, на прямой Москва-Питер (Тверь, Новгород, может быть Дубна, Ярославль). Просто 90% лодок находятся в этих городах, а куда-либо ехать далеко просто народ не захочет.

И вторая причина - разные классы судов. Надо вводить какой-то дополнительный гандикап для участия в одном заезде лодок 700см3 и ,например, 1500 или 2000 см3. В противном случае нет смысла ехать в заезд с более быстрой лодкой заранее зная результат.

Выход для чемпионата России по РИБам - монокласс - это может быть надувной катамаран типа Zаp cat с двигателем 30-40 л.с. (чтобы привлечь лодки с отечественными моторами) или любая более менее быстрая лодка стандартного производства.

Если весь комплекс будет стоить не дороже 3-4 тыс.$ - у таких гонок есть будущее. Народ хочет просто гоняться - и в конце концов все равно на чем. Опыт гонок "24 часа" показывает, что до введения драконовских мер в каждом классе ехало по 10-15 лодок, а после введения ограничений, например в классе 1000 см3 в 2005г.- одна лодка (просто нет омологированных UIM моторов, и по некоторым источникам, делается все возможное, чтобы омологация например "Тохатсу -90 TLDI" для этого класса не была проведена).

О Потаниных

Поначалу участие в гонках на аквабайках Анастасии Потаниной все встретили настороженно и может быть даже враждебно. Это отношение во многом сформировалось за счет опять же вполне определенных чиновников ко всем остальным спортсменам во время гонок 2003 в "Бич-клабе"- все гонщики должны были находиться на огороженной территории и никак не общаться с ней и ее командой. Однако то, что было показано во фристайле, показало всем понимающим хоть что-то, что эта спортсменка может то, чего пока не может никто из наших самых "крутых" спортсменов. Дальше - больше. Женский чемпионат мира и чемпионат России 2005 еще больше укрепили симпатию к обоим: Анастасии и Ивану как спортсменам- мастерам своего дела.

Несмотря на то, что нам постоянно пытаются навязать плебейское: "кто вы, а кто они?", статьи и мнения на происходящие события с сайта POTANINA.RU по крайней мере мне показали, что реалии очень сильно отличаются от навязываемого мнения.

Наверное самым значимым событием на эту тему было присутствие Анастасии на соревнованиях "MOSCOW-OPEN" в Строгино и ее очень открытое дружеское общение со спортсменами. Все, кто заинтересован в спорте и получении спортивных результатов обычно поддерживают нормальные человеческие отношения и с такими людьми приятно просто побыть вместе и соревноваться.

Выводы.

Главный вывод и рекомендация Федерации - повернуться лицом к спортсменам и их проблемам , приложив максимальные усилия для увеличения их количества и сохранения имеющихся (особенно юношей).

Поскольку аквабайком занимаются в основном люди, уже кое-чего добившиеся в жизни, то некоторым товарищам лучше иногда сильно думать , прежде чем произносить речи или подписывать документы (особенно ущемляющие чьи-то права).

Требовать можно начинать после обеспечения спортсменов хоть чем-то - нет проблем организовать, например, перевозку мат. части на фуре в далекий город (пусть даже за деньги спортсменов, но это все равно будет дешевле и удобнее, чем ехать на личном автотранспорте и отрываться от дел на срок не менее недели) Если бы это было организовано - большинство спортсменов ездило бы на большее количество гонок.

Проведение соревнований по заявкам организаторов должно вообще происходить в виде шоу, потому что подавляющему большинству зрителей мало интересно кто конкретно победит, а интересен процесс (особенно если он будет достойно организован) - опыт Твери это продемонстрировал надеюсь всем.

Без освещения соревнований в СМИ прогресса в развитии достичь очень трудно - просто те же спонсоры не знают, что такое бывает и таким образом можно рекламироваться.

Мое понимание функций Федерации на нынешнем этапе - максимальная помощь спортсменам для их участия в шоу, организованных и проведенных с помощью Федерации, с привлечением спонсоров и освещением в СМИ. Такой подход позволит, по моему опыту, получить средства не только для собственных нужд, но и развития спорта среди юношей и в регионах.

Просто всего этого надо захотеть и работать в этом направлении - и результаты не заставят себя ждать!

Владимир Денисов

Новости

Гостевая книга

Полезные ссылки

Rambler's Top100